АЭРОПЛАН-САМОДЕЛКА
РУЧНЫЕ САМОЛЕТЫ И ЛЕТАЮЩИЕ МОДЕЛИ
— Можно ли и как именно построить собственными илами аэроплан, который действительно летал бы, по — юбно настоящему?
— Можно, и даже без особых трудностей.
Но для этого надо хорошо усвоить основные принципы (вижения и устойчивости аэроплана в воздухе и прило — мть достаточно терпения и выдержки при летных опро — іованиях модели. Конечно, при этом желательно иметь аекоторый навык в обращении с простейшими инстру — иентами, как, например, с рубанком, стамеской, круглогубцами, напильником и т. п. Существенно важно еще облюдать аккуратность в выделке отдельных частей и і сборке их. Надо помнить, что даже небольшие укло — іения от выработанных норм, будучи малосущественными 1 отдельности, могут дать в сумме столь значительную Связку, что самолетик окажется нелетучим. При соблю — ієнии же всех правил—успех обеспечен вполне. АэроМан будет способен летать не только в прямолинейном Управлении, но при известной регулировке его и по кру — ам, и даже будет в состоянии проделывать некоторые Игурные полеты.
— А каковы размеры и форма таких ручных аэропланов’
— Это находится в тесной зависимости от типа применяемого мотора. Многолетняя практика выяснила, чтс наилучшим мотором для летающих моделей является резина, которая была впервые применена для этой цели в 1872 г. французским исследователем Пено. Резина применяется в виде нитей, с квадратным или прямоугольный сечением. Пучок таких нитей, закрепленный одним концом неподвижно у корпуса аэроплана и надетый другш концом на ось с пропеллером, является удобным и до статочно легким мотором, с которым не могут конкури ровать в моделях ни стальная пружина, ни более слож ные механизмы (со сжатым воздухом, паровые или газовые) Но резино-мотор по своим индивидуальным свойства» отличается от тех механических двигателей, которьи применяются в больших самолетах, и именно этими свой ствами обусловливаются размеры и отчасти формі ручных аэропланов.
Аэропланы с резино-моторами могут делаться раз мерами от 25 — ЗО еле до 150 — 170 см (под „размерами условимся разуметь размах крыльев от одного конца д< другого). При ббльших размерах резино-мотор оказываете уже неподходящим. Наиболее удобно применять моделі средних размеров, от 50 до 100 см.
Что же касается до ‘форм ы, то в этом отношени: оказывает влияние то обстоятельство, что резино-мото| имеет длинное протяжение, а не сосредоточен в одно» месте, как мотор механический. И так как сила резині тем больше, чем она длиннее, то специально для этогс в ручных аэропланах приходится делать длинные мотор ные рейки, — значительно большей длины, чем ті обычно применяется в корпусах самолетов. Так, в нор мальных аэропланах длина (по продольной оси) соста
вляет обычно от ‘/г Д° 2/я размаха крыльев, а ручные ээропланы, с резино-мотором, приходится делать длиной никак не менее, чем размах крыльев, а иногда даже в 2 — 3 раза больше. Поэтому и в общем виде ручные самолеты несколько отличны от „взрослых" самолетов. В последних мотор располагается обычно в голове корпуса, и потому установка его делается чаще при самых крыльях (двигатель, как самая тяжелая часть, больше всего давит на крылья). А резино-мотор вытянут по всей продольной оси аэроплана и при отсутствии другой нагрузки, в виде экипажа или клади, крылья приходится располагать примерно в середине резинового пучка. Благодаря этому, винт оказывается далеко вынесенным вперед, что влечет за собою обычно вынос вперед и шасси, для предохранения винта от поломки при посадке.
* *
*
— А разве нельзя строить летающие модели, воспроизводящие существующие типы самолетов?
— Точного воспроизводства, с соблюдением полного геометрического подобия, добиться, конечно, нельзя. И именно потому, что невозможно создать маленький мотор, подобный по форме и размерам большому, который был бы способен развивать мощность, нужную для полета. Но вполне возможно соблюсти пропорциональность и подобие в основных органах самолета — в крыльях, в корпусе, в хвосте. Такие аэропланчики строятся тоже 8 изобилии. И они находят себе применение не только 8 спорте и в играх, но еще иногда ив… кино-съемках, 8 особенности, когда надо получить на фильме изображение какой-нибудь воздушной катастрофы. [22]
Сравнительно с ручными аэропланами первого рода, карликовые самолетики по образцу больших будут обладать всегда худшими лётными качествами. Это потому, что в них условия для работы резино-моторов значительно хуже. Тем не менее, вследствие более красивых форм, постройка и испытание таких аэропланов представляет тоже значительный интерес. Только при всяких соревнованиях достижения их надо рассматривать отдельно от летательных аппаратов первого рода. На организованных состязаниях те и другие самолеты участвуют обычно в двух самостоятельных классах.
* *
*
Ниже дается описание довольно простой модели, отнюдь, конечно, не рекордной, но такой, которую может сделать каждый и без больших затрат. Но надо отчетливо усвоить условия полета и устойчивости аэроплана (см. рис. 103). И нужно относиться с большой аккуратностью к работе, тщательно разбираясь во всех наших схемах и чертежах. Большую помощь окажут еще предварительные опыты с бумажными моделями, описанными в предыдущей главе.
Самолет типа моноплан состоит, как и все аэропланы, из следующих главных частей:
1) крылья (несущая поверхность),
2) корпус (фюзеляж),
3) хвост (оперение),
4) тележка (шасси).
Помимо того надо указать на устройство двигателя (мотора), винта (пропеллера) и всех креплений.
Рассмотрим все части отдельно и опишем их сборку, регулировку и лётные испытания готового аэроплана.
Рис. 103. Схема сна действующих на аэроплан (модель) в полете. Сила сопротивления (давления, парусности) крыльев в воздухе — R приложена в точке— D и направлена перпендикулярно к поверхности крыла; эта сила разлагается на две составляющие: DL — вертикальную и DW—горизонтальную. Для равновесия необходимо, чтобы сила тяжести модели была приложена тоже в точке D и чтобы вес GD поглощался бы несущей силой DL. А сила лобового сопротивления DW будет поглощаться тягой пропеллера. Угол а—наклон крыла относительно направления движения — называется углом встречи (атаки). |